Актуальные новости с разных регионов земного шара. Все про культуру и космос, строительство и автомобили, а также другие интересные статьи в нашем блоге

Режиссер фильма «Летят журавли» Михаил Калатозов родился 120 лет назад

Советский кинорежиссер Михаил Калатозов родился 28 декабря 1903 года. Среди его лучших фильмов — «Верные друзья», «Я — Куба» и «Летят журавли». Последний стал единственным советским лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля. О триумфе советской ленты в Каннах и церемонии вручения награды в 1958 году рассказывает «Газета.Ru».

В чем уникальность фильма

Черно-белый художественный фильм «Летят журавли», снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», вышел в 1957 году. Война в нем представлена как драма девушки Вероники (Татьяна Самойлова), чей жених Борис (Алексей Баталов) уходит добровольцем на фронт. Типаж главной героини — тонкие черты лица, большие, чуть раскосые глаза и темные волосы — считался нестандартным для советского кино.

Сам фильм Калатозова тоже стал новаторским для нашего кинематографа — прежде Великая Отечественная война показывалась на экране через фронтовую жизнь. Вскоре после революционной ленты вышли также «Баллада о солдате» (1959) Григория Чухрая и «Иваново детство» (1962) Андрея Тарковского со взглядом на простых людей через призму военного времени.

Помимо содержания, картина «Летят журавли» произвела фурор в техническом плане. Кадры прощания влюбленных оператор-постановщик Сергей Урусевский снимал из люльки, которую тянули вдоль железного столба параллельно бегущему по ступеням Борису. Исследовательница визуальной культуры Евгения Стерлягова объяснила в комментарии РИА Новости, что визуальные эффекты позволили более объемно передать эмоции персонажей.

«Урусевский считал, что «оператор должен играть с актерами». Он сокращает дистанцию, работает крупными планами — поэтому мы, зрители, чувствуем близость и сопричастность», — отметила Стерлягова.

Для съемок последней сцены с главным героем Урусевский придумал и сконструировал круговые операторские рельсы — и снял знаменитое кружение берез на фоне неба. Изобразительное решение фильма было построено на съемке в движении с использованием сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм, что впоследствии стало классикой.

Признание и критика

В советских кинотеатрах «Летят журавли» посмотрели более 28,3 млн зрителей, что обеспечило фильму десятое место в прокате 1957 года. Не обошлось без критики — генсек Никита Хрущев сравнил главную героиню с женщиной легкого поведения, а сам фильм обвинил в отклонении от линии партии.

Картину показали за рубежом: продюсер Игнац Моргенстерн купил права на прокат во Франции, там «Летят журавли» посмотрели свыше 5,4 млн человек. В ГДР фильм занял пятое место в прокате с 2,8 млн зрителей.

Французский режиссер Клод Лелуш, известный по фильму «Мужчина и женщина», был влюблен в картину Калатозова. Спустя десятилетия он признался, что постоянно пересматривает советскую ленту, и в своей автобиографии внес ее в личный топ фильмов — наряду с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса и «Наполеоном» Абеля Ганса.

А в 1957 году еще неизвестный 19-летний Лелуш приехал в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов с тургруппой в качестве оператора документального фильма. Он случайно попал в павильон «Мосфильма», где Калатозов работал над картиной «Летят журавли». Режиссер показал Лелушу 20 смонтированных минут.

Читать также:
«Ты ранил мои чувства»: фильм про семейный кризис для фанатов «Секса в большом городе»

«Я вышел из киностудии взволнованным, испытав одно из самых потрясающих впечатлений. Этот день, наверное, останется самым значительным в моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а режиссером», — заявил Лелуш.

После возвращения во Францию он позвонил директору Каннского фестиваля и заявил, что Калатозов снимает шедевр.

Триумф в Каннах

В том числе благодаря убеждениям Лелуша дирекция фестиваля приняла фильм «Летят журавли» в конкурсную программу. На Лазурном берегу картину представляли Самойлова и Урусевский — Калатозов перенес инфаркт, а Баталова не выпустили из страны (его семья дружила с Анной Ахматовой и считалась неблагонадежной). Об этом Самойлова рассказала в своем последнем интервью изданию «7 дней» весной 2014 года.

«Уже почти полфильма прошло, а в зале полная тишина… Мы вжались в кресла, в голове стучало: «Неужели они не поняли? Почему молчат?» А потом я решилась оглянуться — а все плачут, и женщины, и мужчины. Молчали, потому что давились слезами. В конце уже все плакали, не стесняясь, потом устроили овацию», — поделилась актриса.

В итоге фильм «Летят журавли» стал первым и единственным советским полнометражным фильмом, получившим главную награду кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь». Церемония награждения прошла 18 мая 1958 года.

«Жюри полнометражных кинолент присуждает «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Летят журавли» (СССР) за совокупность художественных и гуманных качеств. Мы хотели бы подчеркнуть исключительный вклад, который внесла своей игрой мадемуазель Татьяна Самойлова», — объявил французский драматург Марсель Ашар.

Приз за женскую роль жюри отдало Самойловой — ее конкуренткой была Софи Лорен, снявшаяся в картине «Любовь под вязами». Оператор Урусевский удостоился на фестивале Приза высшей технической комиссии Франции.

В Париже Самойлова стала настоящей звездой — Пабло Пикассо рисовал ее и называл «русской богиней», тогдашний президент Франции Шарль де Голль встречался с ней без протокола, а знаменитый актер Жерар Филип подарил часы и пригласил сниматься с ним в «Анне Карениной». Однако актрису за рубеж ожидаемо не пустили.

«Даже не спросив меня ни о чем, руководство «Мосфильма» отправило за границу бумагу, где говорилось, что я еще не получила образования, студентка. И принять участие в картине не могу. Мне же объяснили, что в Голливуде слишком свободные нравы, а мне всего 24 года. «Учись, ведь ты — советское достояние! Будут у тебя еще роли…» — рассказала Самойлова.

В СССР триумф фильма остался почти незамеченным — в заметке в газете «Известия» не упомянули ни режиссера, ни сценариста.

Помимо «Золотой пальмовой ветви», картина получила почетный диплом на Международном кинофестивале в Локарно (1958), особую премию на кинофестивале в Москве (1958), номинации в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая актриса» Британской киноакадемии (1959) и попала в список 100 лучших фильмов мира по опросу Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) в 1995 году.

Что думаешь?